Наш опрос
Часто просматриваемые
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Новости от коллег
За 5 лет в Саратове потратят 1,2 миллиарда рублей для развитие ЖКХ
По словам председателя городского комитета по ЖКХ Александра Мышева, на развитие ЖКХ в Саратове потратят порядка 1,2 млрд рублей. Об этом он сообщил в ходе заседания постоянной комиссии Саратовской ...
Критическое состояние водоснабжающих сетей - главный фактор роста цен на коммунальные услуги
По словам бывшего министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, внутри субъектов тарифы разграничением будут заниматься региональные энергетические комиссии, ФАС. По муниципалитетам и ресурсам - ...
УК смогут напрямую обращаться в Фонд ЖКХ на получение субсидии для капремонта
В российском законодательстве готовятся поправки, позволяющие управляющим компаниям напрямую просить федеральные субсидии на капремонт у госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В ...
Ресурсонабжающее предприятие задолжало своим работникам 5,2 млн рублей
Как сообщили в прокуратуре Хабаровского края, десятки сотрудников муниципального предприятия «ЖКХ-Восход», предоставляющего услуги по теплоснабжению, не получали зарплату с ноября 2017 года.
Пермское ТСЖ доказало свою непричастность в нарушении закона
Товарищество собственников жилья «Малкова 26/1» из Дзержинского района Перми, обвиненное городским УМВД в административном правонарушении, выиграло судебную тяжбу у правоохранителей.
Регионы хотят контролировать платежи за ЖКХ
Региональные власти хотят контролировать уже не только тарифы, но и сбор средств граждан за жилищно-коммунальные услуги. Последнее время из различных регионов приходят сообщения об инициативах властей регионального и муниципального уровня взять под контроль сферу приема платежей граждан за ЖКУ.

На сегодняшний день, в большинстве субъектов России этот рынок контролируется местными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые создавались как унитарные предприятия или учреждения регионального или муниципального подчинения еще до начала активной фазы реформирования ЖКХ. В настоящее время многие из них продолжают свою деятельность как самостоятельные субъекты отрасли в различных организационно-правовых формах. Напомним, что с 1 января 2010 года расчетно-кассовые центры, осуществляющие деятельность по организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги должны иметь юридический статус платежных агентов либо банковских платежных агентов, как предусмотрено нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Принятие данного закона приоткрыло дверь новым игрокам на рынке сбора платежей граждан за ЖКУ – биллинговым операторам, банкам и самим управляющим и ресурсоснабжающим организациям.


О чем бизнес

Начиная примерно с 2000-го года, собираемость платежей граждан за ЖКУ непрерывно растет как собственно и сами тарифы на ЖКХ, что, безусловно,  заинтересовало банковское сообщество, так общая сумма платежей за ЖКХ по итогам 2009 года оценивается примерно в 300 млрд. рублей, а к концу 2010 года достигла примерно  500 млрд. рублей. Отметим, что речь идет только о городах, где сосредоточено наиболее активное население, и где у платежных агентов и банков развита инфраструктура, в малых муниципальных образованиях основные сборщики платы – Почта России и Сбербанк – два субъекта с самой крупной филиальной сетью по стране.

На сегодняшний день, биллинговый бизнес в городах с платежеспособным населением более чем рентабелен. Биллинговый центр, обрабатывающий платежи граждан за ЖКХ как хозяйствующий субъект – посредник между управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими предприятиями.


Главный актив такого биллингового центра – база абонентов – потребителей ЖКУ и до недавнего времени, ввиду отсутствия подобных баз, муниципальные РКЦ (они же ЕИРЦ) были фактически единственными обладателями подобных баз данных, поскольку и создавались властями именно для их формирования. Многие из них также брали на себя функции паспортных столов.



Про что речь

Деятельность аффилированных с администрациями РКЦ выгодна в первую очередь самим властям, поскольку появляется прямая возможность контролировать финансовые потоки как ресурсоснабжающих так и управляющих организаций города. Однако постепенная демонополизация рынка управления домами и ресурсоснабжения, а также принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" стала приводить и к развитию альтернативных способов оплаты ЖКУ населением. Рынком активно заинтересовались банки и ранее существовавшие операторы, прошла волна приватизация местных РКЦ. Многие управляющие и ресурсоснабжабщие организации, как владельцы баз абонентов, стали формировать свои собственные расчетные центры или переходить на прямые расчеты с населением. Основным параметром конкурентной борьбы является размер комиссионного вознаграждения платежного агента, в этом плане частный операторы на первых этапах проигрывали местным РКЦ, однако и здесь ситуация стала меняться после того, как у муниципальные РКЦ были переведены в статус платежных агентов. От всех эти преобразований безусловно выиграли банки и их агенты – именно они станут в итоге конечными получателями комиссий за переводы в пользу различных субъектов отрасли. А в скором времени нам обещают - «Национальную платежную систему» - результат лоббирования крупнейших банков страны по внедрению Национальной платежной карты, что в конечном итоге приведет к полному перераспределению рынка по сбору платежей граждан за услуги ЖКХ.

Тенденции

Местные власти видимо понимают суть грядущих преобразований и не хотят оставаться в стороне. Так  правительство Свердловской области намерено взять под контроль основную массу коммунальных платежей на территории региона к осени 2011 года. В Свердловской области уже создана государственная компания «Региональный информационный центр» (РИЦ). В настоящее время она работает уже на территории 5 муниципальных образований. По информации предоставленной журналистам, эта региональная компания будет отвечать и перед гражданами, и перед правительством Свердловской области за достоверность произведенных расчетов. Это, якобы, позволит снизить задолженность за коммунальные услуги, сдержать темпы роста тарифов и искоренит нарушения в сфере ЖКХ – подчеркивают в Правительстве Свердловской области. Вместе с тем не до конца понятным остается вопрос, как быть с местными расчетными центрами, которые уже успешно работают во многих муниципалитетах Среднего Урала. В частности, с «Единым расчетным центром» (ЕРЦ) в Екатеринбурге, через который уже сейчас проходит до 80% коммунальных платежей города.


Власти обещают, что никакого давления на субъектов отрасли, в том числе существующих операторов не будет. По предварительным данным услуга созданного РИЦ будет несколько ниже по стоимости, чем ЕРЦ, что должно заинтересовать самих поставщиков услуг ЖКХ в переходе на обслуживание в РИЦ.

Как сообщает газета «Коммерсант», мэрия Перми также задумалась о централизации расчетов за ЖКХ в городе. С такой инициативой выступил мэр Игорь Шубин, обеспокоенный конфликтами между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями.

Крупнейший в регионе оператор по приему платежей граждан за ЖКУ - ОАО «Инкомус ВЦ». Компания владеет базой данных обо всем жилом фонде Перми. База данных «Инкомуса» — ключ в сборе всех коммунальных платежей в Перми: сюда поступает информация обо всех плательщиках. Однако оператор  пока не намерен делится активом.


Таким образом прослеживается четкая тенденция на рынке сбора платежей граждан в пользу субъектов ЖКХ.  Аффилированным к властям крупным операторам будет проще договорится с банками, через которые, так или иначе,  пойдут основные потоки средств.