Наш опрос
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Новости от коллег
Жители зданий с общедомовыми счётчиками смогут платить за услуги ЖКХ по своим индивидуальным приборам учета
На рассмотрение депутатов Госдумы РФ предложили законопроект, который дает возможность жителям, оборудованных общедомовыми счётчиками многоквартирных домов, платить за услуги ЖКХ с учётом показаний ...
Жителям Саратовской области пришли квитанции ЖКХ за давно умерших людей
Жители Вольска в Саратовской области обратились в администрацию города с жалобами на непорядок в квитанциях от регионального оператора АО «Управление отходами». В частности, люди возмущались тем, что ...
Обрушение фасада исторического здания в Петербурге, в ТСЖ назвали плановыми работами
В центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, 146, часть фасада исторического здания доходного дома Веретенникова, внезапно обрушилась на тротуар и проезжую часть.
Председатель ТСЖ из Нижнего Новгорода присвоил себе почти 2 млн рублей
В Нижнем Новгороде, у одного из ТСЖ Советского района образовалась задолженность в размере 1,9 млн рублей за тепловую энергию перед АО «Теплоэнерго», сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.
Россиянам могут разрешить индивидуальные приборы учета тепла
Минстроя РФ выступил с инициативой о введении индивидуальных приборов учета тепла в квартиры россиян. Благодаря таким счетчикам, собственники жилья смогут самостоятельно регулировать температуру в ...
Регионы хотят контролировать платежи за ЖКХ
Региональные власти хотят контролировать уже не только тарифы, но и сбор средств граждан за жилищно-коммунальные услуги. Последнее время из различных регионов приходят сообщения об инициативах властей регионального и муниципального уровня взять под контроль сферу приема платежей граждан за ЖКУ.

На сегодняшний день, в большинстве субъектов России этот рынок контролируется местными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые создавались как унитарные предприятия или учреждения регионального или муниципального подчинения еще до начала активной фазы реформирования ЖКХ. В настоящее время многие из них продолжают свою деятельность как самостоятельные субъекты отрасли в различных организационно-правовых формах. Напомним, что с 1 января 2010 года расчетно-кассовые центры, осуществляющие деятельность по организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги должны иметь юридический статус платежных агентов либо банковских платежных агентов, как предусмотрено нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Принятие данного закона приоткрыло дверь новым игрокам на рынке сбора платежей граждан за ЖКУ – биллинговым операторам, банкам и самим управляющим и ресурсоснабжающим организациям.


О чем бизнес

Начиная примерно с 2000-го года, собираемость платежей граждан за ЖКУ непрерывно растет как собственно и сами тарифы на ЖКХ, что, безусловно,  заинтересовало банковское сообщество, так общая сумма платежей за ЖКХ по итогам 2009 года оценивается примерно в 300 млрд. рублей, а к концу 2010 года достигла примерно  500 млрд. рублей. Отметим, что речь идет только о городах, где сосредоточено наиболее активное население, и где у платежных агентов и банков развита инфраструктура, в малых муниципальных образованиях основные сборщики платы – Почта России и Сбербанк – два субъекта с самой крупной филиальной сетью по стране.

На сегодняшний день, биллинговый бизнес в городах с платежеспособным населением более чем рентабелен. Биллинговый центр, обрабатывающий платежи граждан за ЖКХ как хозяйствующий субъект – посредник между управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими предприятиями.


Главный актив такого биллингового центра – база абонентов – потребителей ЖКУ и до недавнего времени, ввиду отсутствия подобных баз, муниципальные РКЦ (они же ЕИРЦ) были фактически единственными обладателями подобных баз данных, поскольку и создавались властями именно для их формирования. Многие из них также брали на себя функции паспортных столов.



Про что речь

Деятельность аффилированных с администрациями РКЦ выгодна в первую очередь самим властям, поскольку появляется прямая возможность контролировать финансовые потоки как ресурсоснабжающих так и управляющих организаций города. Однако постепенная демонополизация рынка управления домами и ресурсоснабжения, а также принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" стала приводить и к развитию альтернативных способов оплаты ЖКУ населением. Рынком активно заинтересовались банки и ранее существовавшие операторы, прошла волна приватизация местных РКЦ. Многие управляющие и ресурсоснабжабщие организации, как владельцы баз абонентов, стали формировать свои собственные расчетные центры или переходить на прямые расчеты с населением. Основным параметром конкурентной борьбы является размер комиссионного вознаграждения платежного агента, в этом плане частный операторы на первых этапах проигрывали местным РКЦ, однако и здесь ситуация стала меняться после того, как у муниципальные РКЦ были переведены в статус платежных агентов. От всех эти преобразований безусловно выиграли банки и их агенты – именно они станут в итоге конечными получателями комиссий за переводы в пользу различных субъектов отрасли. А в скором времени нам обещают - «Национальную платежную систему» - результат лоббирования крупнейших банков страны по внедрению Национальной платежной карты, что в конечном итоге приведет к полному перераспределению рынка по сбору платежей граждан за услуги ЖКХ.

Тенденции

Местные власти видимо понимают суть грядущих преобразований и не хотят оставаться в стороне. Так  правительство Свердловской области намерено взять под контроль основную массу коммунальных платежей на территории региона к осени 2011 года. В Свердловской области уже создана государственная компания «Региональный информационный центр» (РИЦ). В настоящее время она работает уже на территории 5 муниципальных образований. По информации предоставленной журналистам, эта региональная компания будет отвечать и перед гражданами, и перед правительством Свердловской области за достоверность произведенных расчетов. Это, якобы, позволит снизить задолженность за коммунальные услуги, сдержать темпы роста тарифов и искоренит нарушения в сфере ЖКХ – подчеркивают в Правительстве Свердловской области. Вместе с тем не до конца понятным остается вопрос, как быть с местными расчетными центрами, которые уже успешно работают во многих муниципалитетах Среднего Урала. В частности, с «Единым расчетным центром» (ЕРЦ) в Екатеринбурге, через который уже сейчас проходит до 80% коммунальных платежей города.


Власти обещают, что никакого давления на субъектов отрасли, в том числе существующих операторов не будет. По предварительным данным услуга созданного РИЦ будет несколько ниже по стоимости, чем ЕРЦ, что должно заинтересовать самих поставщиков услуг ЖКХ в переходе на обслуживание в РИЦ.

Как сообщает газета «Коммерсант», мэрия Перми также задумалась о централизации расчетов за ЖКХ в городе. С такой инициативой выступил мэр Игорь Шубин, обеспокоенный конфликтами между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями.

Крупнейший в регионе оператор по приему платежей граждан за ЖКУ - ОАО «Инкомус ВЦ». Компания владеет базой данных обо всем жилом фонде Перми. База данных «Инкомуса» — ключ в сборе всех коммунальных платежей в Перми: сюда поступает информация обо всех плательщиках. Однако оператор  пока не намерен делится активом.


Таким образом прослеживается четкая тенденция на рынке сбора платежей граждан в пользу субъектов ЖКХ.  Аффилированным к властям крупным операторам будет проще договорится с банками, через которые, так или иначе,  пойдут основные потоки средств.